Disiz la Peste - Необыкновенная история о подростке из пригорода и золотой рыбке
Удивительно, но когда я стал задумываться о том, что значит творчество Disiz’a для меня, я долгое время не мог определить, как же я на самом деле отношусь к нему. Безусловно он весьма талантливый и одарённый артист, безусловно он социален и его слова всегда носят взвешенный и продуманный характер, и направлены на самые острые проблемы современного французского общества. Но с другой стороны я с обывательской точки зрения вряд ли когда-либо выделял его для себя как идейного борца с политической системой. Весёлый и улыбчивый парень, который стал известен мне благодаря саундтрэку к кинофильму Такси (неправда ли, как много господин Бессон позволил нам узнать о Франции в этом смысле), он безусловно был для меня интересным артистом, который рассказывал про Гетто Ситком и о том, что до сих пор не верит, в то что Сенегал обыграл Францию на Чемпионате Мира по футболу. Однако его комментарии к событиям осени 2005 заставили меня глубже покопаться в его музыке и текстах и сейчас, конечно для меня его место на французской сцене не так однозначно, как это было раньше.
А Вы помните, как и что он говорил? – Я напомню… «Если жечь дома и школы, то хуже будет только нам, потому что это происходит прямо рядом с нашими домами. И мы рискуем тем, что от нас отвернется рабочий люд и наши соседи-бедняки, потому что - и это вполне естественно - они просто боятся». «В первую очередь Франция должна научиться извиняться - за историю, за колонии, за отсутствие равных возможностей, потому что мы не можем пойти в ночной клуб, потому что ни одного из нас нет на телевидении или в национальной ассамблее. Но и молодежь должна научиться. Научиться благодарить. Для них это, может быть, открытие, но во Франции, по крайней мере, люди еще могут устраивать демонстрации и открыто высказываться». Взвешенно, но чтобы до конца понять этого человека нужно слушать его музыку и понимать те слова, что он говорит. Ведь об этом он говорит с самого первого своего альбома, в котором на тот момент он еще только предупреждает, просит прислушаться к нему, просит предотвратить возможные последствия. Этим кстати характерен французский хип-хоп, в нём присутствует множество артистов, которые так или иначе предупреждают, но в этом и есть наверное главная проблема французской, впрочем как и любой другой, власти - эта старая пенсионерка имеет слишком сильные проблемы со слухом и слишком хорошее пенсионное обеспечение, чтобы её волновало что-то кроме этого.
О социальных проблемах, так или иначе, Disiz говорит в каждом втором своём трэке и проблемы эти вполне обыденны – расизм, отсутствие равных возможностей… Буквально неделю назад у меня был на этот счёт разговор с один бельгийцем. Бельгия и Франция это конечно не одно и тоже, но то что это родственные страны, с похожим укладом жизни отрицать я надеюсь никто не будет. Так вот, меня конечно очень интересовало насколько слова о расизме, о нищете, о возможностях соответствуют действительности. Начнём с нищеты… пособие, которое ежемесячно выделают мигранту составляет 1200-1300 евро (многие из Вас столько зарабатывают?!) при этом, минимальная заработная плата составляет 1000 евро, а подоходный налог в зависимости от заработка варьируется от 0 до почти 57%. Логичным вопросом было бы «каким образом экономика обеспечивает подобное пособие?» - ответ прост – «его обеспечивают за счёт налогов на тех, кто работает, при чём чем больше работаешь – там больше платишь». Конечно это очень упрощённый взгляд на ситуацию, но дело в том, что простые люди не хотят вникать в особенности международных договоров, в положения Женевской Конвенции, простой гражданин видит ситуацию – одни не работают и имеют и временное жилье и пособие (при чём на каждого члена семьи), а другие работают и ничего больше не имеют. Плюс ко всему столкновение культур и традиционных моделей поведения принятых в обществе и, пожалуйста, вот он расизм. А теперь добавим в этот коктейль условия проживания, которые благодаря экономическим рамкам создают гетто, а так же то, что тому кто не работает целый день нужно себя чем-то занять… и он находит, чем себя занять!
В нашем разговоре мой собеседник не отрицал, что на бытовом уровне расизм имеет место быть, что в принципе понятно и так. А ведь у нас тоже самое, конечно нет ситуации с пособиями, но столкновение культур и поведенческих стереотипов налицо. Особенно хорошо это ощущается в местах, где представители разных национальностей вынуждены сосуществовать вместе. Когда я учился в институте эта ситуация была особенно заметна. Заведомые предрассудки и непонимание рождает отчуждение, которое перерастает в конфликт. Ненужно быть слишком наблюдательным, чтобы заметить с какой ненавистью смотрят представители коренных жителей на некоренных и наоборот. Люди сами создают себе ситуации, при которых различие в происхождении становится доводом. Я горд тем, что я русский, так же как азербайджанец должен гордиться тем, что он азербайджанец, а армянин тем, что он армянин, но эта любовь к нашему происхождению должна объединять нас и учить уважению, а не ущемлять в правах друг друга. Мы многое пережили за последние 20 лет, у нас немало поводов ненавидеть друг друга, но нужно помнить, что ненавидеть это всегда проще, так же как и ждать чужих шагов на встречу… Впрочем, я как всегда ушёл от темы…
Хотя, если подумать от темы я отошёл не так далеко. В своих текстах Disiz предстаёт, как раз этаким борцом, у которого не так много возможностей, но который стремится, во что бы то ни стало изменить ситуацию к лучшему. «Но Элоквенс, подумай, У нас мало шансов, Я не опускаю руки, но Такова Франция…»(композиция C’est ca la France при участии Eloquence – прим.). Во второй части этой композиции, которая под названием C’est toujours ca la France, вошла во второй альбом Disiz и Eloquence говорят уже более отстранённо, возможно понимая, что говорить – это всё, что в их власти: «У меня есть вещи, о которых нужно сказать, Будущее мрачно, Но мои слова мне помогают, Ты, который потягивает свой анисовый ликёр, Голосуй за FN, если хочешь, Попробуй испытать меня, если сможешь, Но позволь мне делать мою музыку для черных, белых и арабов.»(FN, Front National – ультраправая партия Франции – прим.) Кончено говорить, это наверное единственное, что в силах большинства из нас и наверное к лучшему, что чтобы доказать свою правоту мы не занимаемся погромами, не устраиваем взрывы, не рассуждаем с позиции силы - это правильно! Как прав был Мартин Лютер Кинг, который получая неоднократные угрозы, получая очередные ножевые ранения, сталкиваясь с непониманием всегда старался предотвратить эскалацию насилия, даже ценой собственной жизни. В конце концов нельзя бороться за Мир имея единственным аргументом ненависть.
Важно, что пройдя путь творческого становления, от первого альбома, к последнему Disiz не утратил желания говорить о проблемах, пытаться найти выход. На последнем альбоме ключевым трэком стала композиция Jeune de banlieue(Подросток из пригорода), которая стала своеобразным рупором проблем, выскрытых событиями 2005 года. Красной линией через всё творчество артиста идёт мысль о том, что гетто, для белых как аттракцион, на который можно приехать, получить ощущения и отправиться спокойно домой. Но для кого-то этот аттракцион это жизнь… Именно с этим сюжетом и был отснят видео ролик на композицию Jeune de banlieue, финалом которой стала сцена, в которой один из белых «экскурсантов» выбрасывает даже не прочтя резюме одного из обитателей гетто. Конечно, подобный взгляд утрирован, но любая мысль имеет определённые причины, определённые обстоятельства, которые ей предшествуют. Людям неплохо было бы научиться слышать друг друга…
Можно сказать, что отчасти творчество Disiz’a от первого альбома к третьему несколько поскучнело. Задор присутствовавший на первом и великолепно выраженный в сочетании с накопленным опытом на втором, к третьему альбому просто сменился профессионализмом. Это естественно, но несколько грустно, третий альбом от этого существенно теряет. Лично я бы советовал начать знакомство с его творчеством со второго альбома – он наиболее легко усваивается и в тоже время даёт прекрасное представление о том, что же такое из себя представляет сам исполнитель. В заключении хочу сказать, что Disiz - человек, которого всегда интересно слушать и который, что ни маловажно, в своих словах руководствуется здравым смыслом в первую очередь …. «Послушай мою необыкновенную историю, Во мне видели ребёнка, Но я хотел чего-то добиться, Попробуй хотя бы и ты так же»…
Disiz la Peste – Le poisson rouge (2000) // Nouvelle Done Music
Трэк-лист:
1. Intro
2. Le Challenger
3. Un Scratch, Un Beat, Un Rap
4. J' Pète Les Plombs
5. C' Est Ca La France (avec. Eloquence)
6. Dieu Seul Sait Quand Le Glas Sonne
7. J' Irai Cracher Sur Vos Tombes (avec Taïro)
8. Ghetto Sitcom
9. Fuck Disiz
10. Klash Pas Quand Même (avec Bricefa)
11. Plus L' Temps
12. L' Associé Du Diable
13. L' Avocat Des Anges (avec Toy)
14. Lyrics De Gamins (avec Akhénaton)
15. Gnibi (avec Thione Seck)
16. La Philosophie Du Hall (avec Eloquence & Juan Rozoff)
17. Le Poisson Rouge
18. Les Rumeurs (avec Joeystarr)
19. Le 6ème Sens (avec Beton Arme-Cordelite-Dayen-Bricefa & 13)
20. Outro
Disiz la Peste – Jue de Société (2003) // Braclay / Universal Music
Трэк-лист:
1. Force Ou Faiblesse
2. Déjà Vu
3. Jeu De Societé
4. C'est Toujours ça La France (avec. Eloquence)
5. Oh, Le Ouf!
6. Evry Slang (Yawo & Bouba)
7. Trop D'chichis (avec Sarah)
8. Le Réveil (avec Bilal)
9. Nébuleuse (avec Humphrey)
10. Mc Pikachou (Interlude)
11. Systeme D
12. La Trêve (avec Flag, Clan Haut Style & Code 147)
13. 91 Unda (avec. Eloquence, Treyz, Dayen & Apotre H)
14. A Nos Actes Manqués (avec. Eloquence)
15. Cours D'histoire
16. Insécurité Sociale (avec 16ar (S.Kadrille) et Gueye Sissoko (Redemption))
17. J'suis Gueze!
18. Viens On Discute
19. Le Bien C'est Ma Cible
Disiz la Peste – Les Histoires Extraordinaires d'Un Jeune de Banlieue (2005) // Braclay / Universal Music
Трэк-лист:
1. Intro (Robin Des Halls)
2. Une Histoire Extraordinaire
3. Inspecteur Disiz (Street Fabulous Remix)
4. Fuck You (Part 1)
5. Jeune De Banlieue
6. Lyly
7. Mélissa
8. Bo Gosse
9. La Fille Facile
10. Miss Désillusion
11. Interlude Mc Pikachou (Ping Pong & King Kong)
12. Fuck You (Part 2)
13. Juste Kiffer (avec Humphrey)
14. Outro (Les Mille Et Une Nuits)
P.S. в обзоре использованы материалы статьи Хью Скоффилд "Мрачные пророчества французского рэпа", опубликованной по адресу http://news.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_4443000/4443276.stm
что тут стесняться..отличная статья, обзорная такая :), порадовало про бельгийца и расизм..вообще молоток! )) А самое главное, что на лехипхоп появился материал о Дисизе, вот это правильно!
Ser.g (furymo) 06.09.2007 01:35
всегда радуют такие статьи! Дисиз - позитив стайл! правда жду в музыке всегда от него чего то сверх-мощного.
TeNoch 31.08.2007 01:51
перечитал обзор и подумалось мне, что получился он довольно странным..... наверное даже скорее получился статьёй чем обзором..... так что буду рад получить любые комментарии и отзывы.... не стесняйтесь в выражении эмоций.....
ars 06.09.2007 08:55
Прочитал и остался доволен. Побольше бы таких обзоров.
vardan 07.05.2008 20:23
disiz la peste-молодец!!!!Интересно читает!!!! Надеюсь почитать с ним!!!
Artem 18.12.2008 23:50
Спасибо за статью! вступайте в единственную группу вконтакте, посвященную Disiz la peste!
4ebyrashka 01.03.2009 20:02
спасибо..огромное спасибо..за статью..а фото его ..нигде и не найдешь..((...2-3 фотки всего-то(((..