James Delleck - Le cri du Papillon (2007) // Warner Music France
Альбом Le cri du Papillon лично для меня стал один из самых больших откровений прошлого года. Я совершенно ничего от него не ждал, более того, с самой творческой тусовкой, в которой варится сам James Delleck я познакомился совсем недавно, примерно за пол года до самого релиза. Нет, конечно, такая команда как ТТС была известна и заранее, но всё-таки это только лишь часть айсберга. Так вот, я конечно же к тому времени уже слышал предыдущие работы Delleck’a, в том числе и в составе Gravité Zero, но как-то не могу сказать, что я был прямо-таки поражён услышанным. Интересно конечно, по творчески свежо, хоть и не без американского душка сходного тамошнего направления. Альбом Le cri du Papillon - это без сомнений шаг вперёд, причём весьма приличный такой шаг. Вы если помните, на первом альбоме Delleck’у помогал Teki Latex, который тоже выпустил очень хороший релиз в минувшем году. На этом альбоме обошлось без него, впрочем, ни только без него, но и вообще без каких-либо совместных композиций, но мы к этому ещё вернёмся.
Как это часто бывает на авторских работах (я имею в виду работы, в которые вложены непростые идеи, также непросто воплощённые в единое целое), альбом выглядит абсолютно цельным произведением, что впрочем, не значит, что какие-то отдельные композиции нельзя отметить. Просто это большой комплимент автору, когда есть возможность слушать альбом от начала до конца и это не надоедает. С другой стороны, сказать, что этот альбом для всех было бы неверно. Альбом рассчитан на слушателя, подготовленного, готового вслушиваться, искать, пропускать его через себя, а это, конечно, сравнительно небольшая аудитория. Поэтому рекомендовать этот альбом всем я бы не стал. Если сама идея пластинки вас не заинтересовала, то тратить своё время на досушивание до конца я бы не советовал. И поймите правильно, само существование таких релизов, ни в коем случае не должно унижать тех, кому они непонятны – это нормально. Недавно мне довелось ознакомиться с мнением, что, дескать «напыщенные умники, лишь дурачат аудиторию». Это неверно. Дело в том, что позиция в музыке бывает разной и даже, несмотря на то, что по своей сути любая «выпущенная музыка» является коммерческим продуктом в большей или меньшей степени, предпосылки к её созданию могут быть разными. Абсолютно верно то, что существуют люди, которые упрямо делают то, что считают нужным и можно только порадоваться, что есть страны, в которых это ещё и финансово оценивается.
Музыка предназначена для аудитории, а не наоборот. Если нет аудитории, то музыка не будет существовать в открытом доступе. Существование таких артистов, как Rim’K, Sinik, Larsen и так далее, обусловлено наличием их аудитории. Существуют люди, которые разделяют их мнение и, для которых и делается эта музыка. Возможно окажусь неправ, но предположу, что если бы эта музыка не была востребована, то эти люди занимались бы другими вещами, а о музыке и не вспоминали бы. Частично эту гипотезу подтверждают сами артисты, говоря, что если бы не музыка они вступили бы в банды, торговали бы какой-нибудь дрянью или ещё что-то в этом духе (ни в коем случае не хочу как-то обидеть артистов и вполне могу именно на их конкретный счёт заблуждаться, однако надеюсь, что моя основная мысль понятна). Но для людей, чья музыка носит концептуальных характер, чьё существование обусловлено внутренним посылом, никогда не станет проблемой плохая востребованность их творений, потому что для них важен процесс, итог процесса, но не отношение окружающих к итогу процесса. И да, они бы зарабатывали другими вещами на жизнь, но их творчество всё равно было бы с ними. Вы ведь в курсе тех, к кому слава пришла после смерти. В современной музыке такое тоже имеет место быть. Я не пытаюсь идеализировать, и, конечно же, могу ошибаться в данном конкретном случае, но слушаю альбом, и мне в это верится.
Как я уже говорил, альбом обошёлся без постороннего вмешательства, если к таковому не относить техническую работу над пластинкой. Это ни хорошо, ни плохо, но итог выглядит привлекательно. Наиболее интересной мне представляется финальная часть альбома, которая начинается с Sonate pour une Gouttlette и заканчивается J’ai Appris. Прекрасный, очень вдохновенный финал, который способен полностью охарактеризовать пластинку – чувства в электронном воплощении, гармонично сочетающиеся с современным «свободным» хип-хопом. Говорить предметно по каждому трэку не имеет смысла, важно понять насколько интересно для вас подобное воплощение и если интересно, то его необходимо принимать полностью. Это альбом, которому чуждо элементарное выделение каких-то самых хитовых композиций, скорее этот альбом – это монументальное сооружение, чей размах и величие поддается осознанию только в целом. Простите, я немного увлёкся эпитетами, возможно с величием слегка переборщил, но альбом хорош и это правда. Заканчивая обзор, хочу попросить прощения, что мои мысли носили скорее общий характер о впечатлении, нежели собственно разбор альбома на составляющие. Но в действительности эту работу надо просто слушать, нет смысла разбирать на составляющие то, что являет собой практически уже отдельное музыкально течение. Просто отбросьте клише, в том числе и те, которыми вынужден был пользоваться и я, и просто попробуйте найти в этой работе что-то подходящее вам, что-то, что вы можете прочувствовать.
James Delleck - Le cri du Papillon (2007) // Warner Music France
Трэк-лист:
1. Chrysalide
2. Chaman
3. Le profil psychologique
4. Le réverbère
5. Gérard de Roubaix
6. L'amour
7. L'étranger
8. 15 ans
9. La carotte sauvage
10. Le titty twister
11. Sonate pour une gouttelette
12. Personne
13. Ainsi soit-il
14. J'ai appris