И это неудивительно, ведь отныне его фамилия стоит в рейтинге 50 самых влиятельных людей Африки. Мокобе Траоре (Mokobé Traoré) — настоящее имя этого исполнителя, одного из основателей группы «113», которая в свою очередь входит в состав легендарного музыкального коллектива Mafia K’1 Fry («Африканская мафия»). Почему легендарного? Дело даже не в том, что их второй миниальбом, выпущенный в 1998 году, уже носил название «Légendaire» («Легендарный»), а в том, что одна из старейших хип-хоп групп Франции к концу 90-х годов нашла свою собственную нишу среди таких грандов, как IAM и Suprême NTM. Так вот именно стараниями Мокобе и успехом, который мгновенно получила его группа «113», обязаны кумиры молодежи парижских пригородов — тусовка Mafia K’1 Fry, состоящая ныне из 16 (!) человек.
Он является выходцем из Мали, но родился в южном пригороде Парижа
Vitry-sur-Seine (Витри-на-Сене) 24 мая 1976 года. С детства музыка увлекает Мокобе: он коллекционирует пластинки, начав с Майкла Джексона, Public Enemy и Kool & The Gang, а в пятнадцатилетнем возрасте он начинает писать свои тексты, первый из которых, по его воспоминаниям, был посвящен полиции. А уже где-то в 1994 году, когда парню едва исполняется восемнадцать, со своими друзьями AP и Rim-K он основывает группу «113» (названию был присвоен номер дома, в котором ребята жили еще в детстве). Первый же их сингл «Truc de fou» («Сумасшедшая вещь»), вышедший в 1997 году становится очень популярным в родном городе Витри, где они начинают давать свои первые концерты и интервью. А первый альбом 1999 года «Les Princes de la Ville» («Владыки Города») получает статус платинового, затем — лучшего хип-хоп альбома года. Группа удостаивается двух премий Victoires de la Musique («Музыкальные победы» - французский аналог американского Грэмми); одна из номинаций значится, как открытие года.
Такая вот слава моментально падает на 23-летнего французского иммигранта. Музыкальная карьера заставляет его бросить работу в спортивном магазине в центре Парижа, где он когда-то познакомился с Sir Samuel — участником известной французской команды Saian Supa Crew. Однако Мокобе держится несколько скромнее, нежели его друзья. В группе он занимается скорее эстетической стороной, не выделяясь среди других в чтении текстов: подбирает музыку, биты, подготавливает клипы и интервью. Вместе с группой участвует в различных компиляциях и присутствует на альбомах таких коллективов, как KDD, Magic System и, разумеется, Mafia K’1 Fry.
Параллельно музыкальной карьере, Мокобе выказывает свой интерес к производству фильмов. В 2004 году он в соавторстве пишет сценарий для документального фильма об «Африканской мафии», в 2005 — соавтор комедии «Однажды в Уэде» («Il était une fois dans l’Oued»), который вышел в прокат только во Франции, Бельгии, Швейцарии и Алжире. Мокобе также придумал одну из реплик для героя Винсана Касселя в фильме «Шайтан»Кима Шапирона.
В июне 2007 года выходит сольный альбом Мокобе «Mon Afrique» («Моя Африка»). Изначально предполагалось, что он будет называться «Berceau de l’Humanité» («Колыбель человечества»), но так или иначе альбом посвящен черному континенту и буквально заполнен от начала до конца голосами приглашенных гостей. Случайных людей нет: здесь были собраны и друзья, и коллеги и «семья»: Youssou Ndour, Salif Keita, Diam’s, Manu Chao, Booba, Patson (из телешоу Jamel Comedy Club), Tiken Jah Fakoly, Amadou & Mariam, AP, Rim-K и многие другие. Альбом записывали в Париже, Абиджане, Дакаре и Бамако.
Несмотря на то, что работа посвящена Африке, она по своему характеру абсолютно космополитична. Во вступительном треке на фоне звучат отрывки из знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «I have a dream», и Мокобе представляет главную идею альбома: показать, что человечество вступает в новую эру — всеобщего диалога, так как «смешанность людей — будущее». Ну и конечно же будут упоминаться отрывки из истории «Колыбели человечества», связанные с унижениями, рабством, геноцидом. Эта глубокая грусть стала темой таких песен, как «Mali forever» (гениально исполненной совместно с «золотым голосом Африки» Салифом Кеитой), «Maman dort» («Мама спит»), где под образом матери понимается весь африканский континент. Необычайно красивым и выдавливающим слезы получился трек с Diam’s«Nuit de flammes» («Ночь пламени»), описывающий пожар в парижском здании школы, повлекший 17 смертей (14 человек из 17 были дети).
Но африканскую музыку все же нельзя представить без мажорных, заводных композиций. Уже третий трек «Safari» погружает нас в красоты и разнообразие природы континента, а первый сингл с альбома — «C’est dans la joie», следующий за ним, оказывается лучшим средством поднятия настроения. Здесь и юмор, щедро подаренный резидентом французского Comedy Club Патсоном, и мощный заряд энергии африканского диско, а также приятные напевы девушек не могут оставить никого равнодушным. Вообще в альбоме довольно много юмора и иронии. Их можно проследить через интерлюдии или благодаря композициям «Marabout Diaby», «Beyonce Coulibaly» (песня не только иронично повествует о гламурной подруге Мокобе, но и использует модные R’n’b биты), «Bisou».
Музыкально альбом очень разнообразен. На первый взгляд, очень много африканской этники. Это действительно так, но этим работа очень ценна — наверное, это чуть ли не единственный случай, когда было собрано столько исполнителей со всех концов Африки на одной пластинке. Невероятное смешение языков, инструментов, стилей, красок. Работая над звуковой начинкой, Мокобе не забывает об элементах пресловутого R’n’b, о диско, румбе, танцевальной музыке и современном звучании хип-хопа. Поэтому эта уникальная пластинка должна оказаться у любого уважающего себя меломана.
Летом 2007 года появилась в продаже вторая версия альбома, куда вошел DVD с видео на композицию «Parole de Soninké» и небольшим фильмом, повествующим о работе над записью материала.